Операторам связи обещают массовые банкротства

Операторам связи обещают массовые банкротства

Телеком компании стали повышать цены на услуги связи в Санкт-Петербурге. Операторам связи не дали выбора. О подорожании тарифов заявили несколько компаний, например, «Северен-телеком», «Комфортел» и «Oyster Telecom».

Повышение тарифов происходит на фоне вступления в силу «закона Яровой». Напомним, что с 1 июля 2018 года «закон Яровой» обязывает провайдеров телекоммуникационных услуг хранить все телефонные разговоры. А также переписку и другую информацию абонентов от 30 дней до 6 месяцев. Чтобы выполнить требования закона, операторам связи надо ежегодно увеличивать объем хранилищ на 15%. Что требует дополнительных инвестиций. Расходы провайдеров вырастут не только за счет закупки или аренды оборудования. Но и из-за необходимости его регулярного обслуживания, а также из-за увеличения потребляемой электроэнергии.

Расходы на закон

«Мы оцениваем затраты на реализацию пакета Яровой в 35-40 млрд руб.», — сообщили в пресс-службе Мегафона. Аналитики считают, что у всех крупных операторов затраты будут примерно такие же. Они составляют десятки процентов от общих затрат. У мелких и средних телеком компаний расходы на реализацию «закона Яровой» могут составить несколько годовых объемов выручки. Так считает генеральный директор «Рустелеком» Юрий Брюквин.

Главный редактор TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что каждый год объем передаваемых абонентами и компаниями данных увеличивается в разы. «Поэтому перед всеми операторами каждый год будет возникать задача по увеличению объемов своих хранилищ». Такие существенные затраты операторы связи окупят не ранее, чем за 8-10 лет, считает он.

«При этом надо иметь в виду, что все эти годы никакого развития сетей не будет. Все деньги пойдут на исполнение «закона Яровой», — добавляет Юрий Брюквин.

Эксперты сходятся во мнении, что исполнение требований закона принесет большие проблемы мелким и средним компаниям. «Некоторым мелким компаниям придется объединяться друг с другом. Либо для совместного хранения информации, либо вообще для объединения бизнеса. А некоторым придется даже продаться кому-то», — считает Денис Кусков. По мнению Юрия Брюквина, «закон Яровой» уже стимулировал банкротства мелких компаний, масштаб которых заметно вырос в последнее время.

Как операторам связи избежать банкротства

Эксперты считают, что у операторов есть один способ компенсировать затраты на «закон Яровой» — повысить тарифы. Рынок связи в России, отмечает Юрий Брюквин, и без того в последние два-три года практически не растет. Формальный рост не превышает 2%. Развития сетей у большинства, особенно у мелких и средних компаний, практически нет. «Из-за жесткой конкуренции операторы вынуждены были даже снижать тарифы. К тому же в последние два года абоненты начали заметно экономить на услугах связи. В результате никаких серьезных резервов для реализации «закона Яровой» у операторов нет».

Способ повышения цен только для юридических лиц он считает неэффективным. «Если корпоративные цены будут слишком высокими, компании перестанут подключаться, а предпочтут оплачивать своим сотрудникам личные телефоны».

Денис Кусков прогнозирует повышение цен на услуги в несколько этапов в течение 2018 года. В среднем, тарифы повысятся от 10% до 30%, считает эксперт. Юрий Брюквин соглашается: «Резко повышать тарифы рынок не позволяет. Начнут с 5%, потом повысят еще, если не пойдут массовые отказы клиентов».

Повышаем молча

По закону операторы обязаны сообщать абонентам об изменении тарифов. Однако, как показывает практика, соблюдают это не все. Операторы стараются не привязывать повышение к «закону Яровой». Но Денис Кусков считает, что других причин к изменению тарифов у операторов нет.

«Ростелеком проектирует системы хранения данных, необходимых для выполнения требований закона. А также организует дополнительные канальные емкости для передачи трафика». Так ответила пресс-служба компании на вопрос о мерах по компенсации затрат на исполнение «закона Яровой». Представители другого оператора сообщили следующее. «Билайн в своих действиях исходит из баланса интересов наших клиентов и конкурентной ситуации на рынке».

По мнению Юрия Брюквина, у крупных операторов есть разные возможности скрыть повышение тарифов. «У них сайты зарегистрированы в качестве СМИ, так что они сообщения об «оптимизации» тарифов прячут в недрах сайтов. Само повышение маскируется закрытием низкомаржинальных тарифов и переводом абонентов на более дорогие». Есть еще лазейка: получать с абонентов плату за дополнительные услуги, подключение которых иногда трудно проконтролировать.

«Компании, вероятно, не хотят портить отношения с государством. Особенно в ситуации, когда оно и без этого принимает много законов, которые не улучшают положение людей — это и пенсионная реформа, и повышение НДС. Если объяснять гражданам, что и удорожание мобильной связи и интернета спровоцировало государство, то социальная обстановка накалится. Чего государство, конечно, хочет избежать», — считает Юрий Брюквин.

Впрочем, 90% граждан вообще не слышали о «законе Яровой» или уже забыли о нем, уверен Денис Кусков.

Альтернативное решение

Прямо сейчас тарифы если и повышают, то очень медленно. Есть операторы, заявляющие, что в ближайшее время не собираются этого делать. «Пока мы не будем этого делать для наших клиентов», — заявил генеральный директор ООО «Смарт Телеком» Андрей Суходольский.

Медленный процесс повышения наблюдается только у устойчивых компаний. Но, как показывает практика, в России всегда есть «альтернативное решение», как обойти закон. «В России законы начинают реально применяться очень неравномерно, особенно неудобные для бизнеса и граждан. Например, уже много лет SIM-карты должны продаваться только по паспорту. Однако до сих пор можно купить симку без регистрации. Так же и с «законом Яровой». Говорить, что 1 июля операторы бросились его исполнять, я не могу», — рассуждает Денис Кусков.

Мелкие компании, пытаясь выжить, могут саботировать закон. Операторам связи можно рассчитывать на то, что контролировать несколько сотен компаний властям довольно сложно. «Их могут поймать, если правоохранителям вдруг понадобится информация о каком-то клиенте. Либо к ним придет выборочная проверка, либо кто-то настучит», — резюмирует эксперт.

«Если государство начнет всерьез требовать исполнения закона Яровой, то масштаб банкротств резко возрастет», — уверен Юрий Брюквин.

Фото: pixabay.